ИГОРЬ СТЕПАНОВ

Владелец компании Sicore Ukraine и основатель проекта «Втілюючи місію. Мистецтво і бізнес»

В 1993 году выпускник художественного училища Игорь Степанов решил монетизировать свой талант и стал производить рекламные вывески. Бизнес начинал в родном Днепре в гараже у тещи. «Я сам клеил буквы», –вспоминает Степанов. За 15 лет его компания выросла до бизнеса с миллионными долларовыми оборотами, а Игорь вошел в Союз украинских предпринимателей (СУП)

Cреди клиентов его компании «Арт Пирамида Групп» были «Алло», «Киевстар», «МТС» – тогда еще UMC, Райффайзен Банк Аваль. Параллельно развивались другие смежные направления: строительный бизнес, производство детских площадок, мебели, окон.

В 2008 году все изменилось. Строительный бизнес упал в десять раз, пришлось оптимизироваться. Штат сократили с 400 до 70 человек. Часть бизнесов пришлось продать, часть отдать партнерам. «Благо, что не уехал за границу. Хотя уже выбирал домик в Австрии», – вспоминает с улыбкой Степанов.

У него осталась компания, с которой начинал, и он принял решение что-то менять. В 2010 году он полностью ее перестроил. В 2014 году вывел «Арт Пирамида Групп» на международный уровень и изменил бренд на Sicore Ukraine, что расшифровывается – Sign Industry Core. В 2016-м запустил новый проект «Втілюючи місію. Мистецтво і бізнес» и переехал с семьей жить в Киев.

В интервью Игорь Степанов рассказал о необходимости изменений в компании, о сложностях выхода на внешние рынки, о ценностях СУП и о пользе постоянного обучения.

О ПОЛЬЗЕ КРИЗИСА

«Кризис 2008 года заставил меня задуматься, что я делал не так, почему не устоял? Я долго искал ответы на эти вопросы и понял, что не было смыслового ядра, ключевого отличия. Я сам не мог ответить, чем моя компания отличается от других и почему нужно работать именно с нами.

До этого были подменные цели и ценности. За полтора года я сложил концепцию нового предприятия и начал искать свою дорожку. В 2010 году мы начали реконструкцию. Из старых систем, людей, оборудования осталось 20% – все остальное поменяли.

Мы ответили на главный вопрос – зачем мы делаем то, что мы делаем? Мы выражаем бизнес клиента и таким образом делаем мир более привлекательным и для него, и для общества. Начали себя, с места, где работаем, с процессов, людей. Наш офис в Днепре находится в непрезентабельном промышленном районе. Мы полностью изменили внешний вид офиса – и чудным образом начал меняться весь район. Компании, работавшие рядом, тоже занялись обустройством территории и улучшили фасады.

До 2010 года у нас такого понятия, как миссия, не было. Целью были деньги, деньги, деньги...

Мы определили нашу идею, миссию, видение и ценности, отличающие нас от других. Это проактивность, честность к себе и клиенту, нацеленность на сверхрезультат. Если клиенту нужно было за два месяца сделать рекламу на заправочном комплексе в Португалии, за 4500 км от Украины, это для нас сверхвызов. И мы выполнили это в соответствии с нашими ценностями и идеей бизнеса».

Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ БРАТЬ – ХОЧУ ОТДАВАТЬ. ЕСЛИ КАЖДЫЙ НА СВОЕМ МЕСТЕ БУДЕТ ДЕЛАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО, ВСЕ ВОКРУГ ПОМЕНЯЕТСЯ

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ

«В нашей компании все процессы были неэффективны. Мы очень многое делали поверхностно, а нужно погружаться глубоко в коммуникации с клиентом. Эту идею мы интегрировали в программный продукт, который сейчас нас подстегивает и стимулирует увеличивать точность. Это 1С программа, которая модернизируется постоянно. К примеру, менеджер не может сохранить заказ, пока в нем не будут проставлены все «птички», требующие эффективности. Мы проработали такие детали, о которых раньше даже не думали. До перемен, к примеру, отчетность была готова к 25 числу следующего месяца, из-за чего мы на месяц позже реагировали на низкую эффективность. Сегодня мы уже третьего числа знаем нашу отчетность. Или, к примеру, раньше заказ выдавался в бумажном виде и мог по пути потерять какие-то данные. Сегодня все процессы проходят в электронном виде, вплоть до цеха и склада, а все потери, перерасходы мы видим в онлайн-режиме, о которых нам сигнализирует «красным» специальная программа. Это дает возможность постоянно влиять на эффективность.

Сам рынок стал от нас требовать повышения эффективности. Раньше клиенты были не очень требовательны. Было много денег, и потери были не так заметны. Сейчас рынок заставляет думать о деталях. Ведь все мы знаем – «дьявол в мелочах».

О ПОЛЬЗЕ ОБУЧЕНИЯ

«Нужно постоянно учиться новому. Если человек закрыт от нового, он живет в своей зоне комфорта и видит ограниченную картину мира. И если не воспринимать внешнюю информацию, ты остаешься на месте, а мир движется вперед.

Я считаю, что задача лидера – показывать на своем примере. Я всем советую впитывать новый опыт, знания, информацию. Встреча с любым человеком – это возможность для вас. После нее ваша картина мира расширяется. И когда мир стучится к вам, вы открываете новое, у вас появляется вариативность ответов. Если человек не открывает для себя новые знания – у него один вариант ответа: невозможно.

Почему выгодно учить своих сотрудников? Для вариативности мышления. Они могут на задачу клиента, производства, коллеги выдать больше вариантов ответа. Тогда сотрудник становится эффективен. Более того, и его жизнь становится разнообразнее. Все в выигрыше.

Мы учим сотрудников не только профессионально. Мы расширяем их мировоззрение. Например, устроили мастер-класс по балету. Я сам стоял у станка. Казалось бы, зачем рекламисту или дизайнеру балет? Побывав в баллетере, или в гончарной мастерской, или на профессиональной кухне, человек наполняется новыми идеями. В нашем бизнесе это особенно важно. Обучение – это как работа в спортзале, только в зале ты качаешь мышцы, а на обучении – мозг. У нас была школа рекламы, сейчас преобразовываем ее в рекламный университет. В школе мы обучали сотрудников; в университет хотим привлекать студентов извне, чтобы создавать кадровый резерв».

О ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ

«Одна из целей, которую мы поставили в 2010 году, – через пять лет стать международной компанией. И вышли на внешние рынки на год раньше – в 2014-м.

Выход на внешние рынки – это амбиция. Так же было и с Украиной. Я когда-то задумался: почему я работаю только в Днепре, в чем проблема сделать рекламу во Львове? Я начал работать за пределами области. Потом подумал: «А почему бы не делать вывески в Европе? Европа же рядом!»

Выходить на европейский рынок было сложно и до сих пор работать там не просто. Изначально мы пытались продавать за рубеж из Украины через коммерческие предложения. Но отклик оказался нулевой. На мой взгляд, это утопия в бизнесе услуг. Не нужно тратить даже на это время. Клиент хочет смотреть тебе в глаза, прежде чем отдать заказ.

Поэтому в 2014 году было принято решение открыть компанию в Варшаве. Сразу пришлось менять бренд. «Арт Пирамида Групп» – очень длинное для Европы название. Требовалось что-то более короткое и емкое. Мы выбрали Sicore.

Полгода наш сотрудник, знавший язык и менталитет, ездил в Польшу. Мы потратили много денег, но был условно нулевой эффект.

Мы изменили стратегию. Наш бывший маркетолог в то время уже жила в Варшаве. Мы ее вовлекли в наш проект. Уже есть результаты. К сожалению, они не такие, как мы ожидали. Очень много тендеров мы проигрываем. Для побед нужен опыт работы в Польше более трех лет. Плюс там довольно большие залоговые суммы и большие отсрочки платежей. Нам приходится нарабатывать портфель из небольших заказов. Сейчас одна из моих целей – Америка. Но и тут есть сложности. В Украине мы делаем индивидуальный дизайн, расчеты и вывеску для клиентов. Американцы так не работают. У них есть набор – вывеска, объемные буквы и прочее, что собирается как конструктор. Сейчас мы начинаем разрабатывать продуктовый портфель, который можно продавать во всем мире».

О ТРУДНОСТЯХ ЭКСПОРТА

«Прежде чем выходить в другие страны, определите свой путь. Есть путь аналитики, подготовки и постепенного входа. А есть путь слепого действия, а потом оттачивание проекта. Мы выбрали «ввязаться в драку, а там разберемся». А теперь разбираемся не первый год и потратили не один миллион гривен. И первый, и второй пути на мой взгляд затратные и долгие. Поэтому компания должна четко понимать, чем будет конкурировать. Это высококонкурентный рынок. Мы сейчас конкурируем скоростью, личным обаянием и немного ценой – мы чуть дешевле, но не принципиально.

Нужно быть готовым к тому, что Европа – это тяжело. Окупаемость инвестиций не будет быстрой. Нужно запастись деньгами. Это постоянные инвестиции и игра в долгую».

О СУП

«Союз украинских предпринимателей – это объединение лидеров. Я тоже себя считаю лидером, и почему бы не быть с ними. Мое жизненное кредо – вдохновлять и вдохновляться. Когда люди говорят не о том, как уехать из страны, а о том, как ее изменить, это вдохновляет.

СУП – это организация, где я могу следовать своим принципам. СУП – это знакомства и расширение картины мира. Безусловно, есть кейсы, которые тебя учат. С каждой встречи выходишь с новой идеей, которую прикрепляешь к своим знаниям. Я ничего не жду от СУП. Я ничего не хочу брать – хочу отдавать. Если каждый на своем месте будет делать маленькое дело, все вокруг поменяется.

Я поддерживаю ценности, которые декларирует СУП, – открытость, прозрачность. К этому нужно стремиться. Конечно, в таком болоте, как наша страна, не испачкаться невозможно. Но стремление и действие всех к прозрачному, открытому и просто красивому, приведет к тому, что болото начнет становиться прозрачным озером».

ОБ АРТ-ПРОЕКТЕ

«В нашем проекте «Втілюючи місію. Мистецтво і бізнес» художники выражают миссию компаний в арт-объектах. Проект лежит на стыке формы и содержания. Я всю жизнь занимался формой. Вывески – это форма, одежда бизнеса. А сегодня я исследую суть.

Мы все говорим о миссии, но никто ее не пытался воплотить. Сначала мы хотели выразить миссию через рекламу, но реклама – это слишком просто и прямо. Решили выразить миссию через искусство. Творчество вызывает эмоцию. Оно не подвластно влиянию. Художник, творец – это голос общества. Выражение миссии – это реальный инструмент для эффективности. Если человек знает свою идею, он увлечен своим делом. Он ответственен, эффективен. Он служит уже не собственнику – он привержен идее. Сто лет назад бухгалтерский учет McKinsey тоже был неизвестен, сегодня это норма. Моя цель – вдохновить два миллиона проактивных украинцев найти свой путь. Я верю, что украинские компании придут к эффективности через осознание своей миссии. И это изменит нас и нашу Украину».

Присоединяйтесь к СУП по ссылке http://sup.org.ua/#form

Метки: выпуск-2

юрцентр киев
Разработка, продвижение и маркетинг сайта: Digiflow