ФОРЕНЗИК

ПРОТИВОЯДИЕ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА

Согласно статистике, до 25% годовой выручки регулярно выводится за пределы украинских компаний вследствие мошеннических действий внутри компании.

АРТЕМ КОВБЕЛЬ

АРТЕМ КОВБЕЛЬ, партнер, глава департамента финансовых расследований (форензик) в Kreston GCG. Ревизор и глава комитета «Форензик» Ассоциации профессионалов корпоративной безопасности Украины (АПКБУ). Артем обладает обширным опытом в расследовании и выявлении фактов мошеннических действий в компаниях крупного корпоративного сектора. И он не понаслышке знает размеры ущерба, которые предприятия ежегодно несут в следствие неправомерных действий сотрудников.

«Возможность кражи рождает воровство». С великим Фрэнсисом Бэконом трудно поспорить. Людям действительно свойственно брать то, что плохо лежит, когда никто не видит. Это справедливо как по отношению к каким-то магазинным кражам, например, так и по отношению к корпоративному мошенничеству.
Давайте рассмотрим классическое описание ситуации из треугольника лжи (triangle of fraud), согласно которому классическое злодеяние базируется на трех основных базисах: возможность, мотив, оправдание. Стоит собственникам допустить слабину в системе внутренних контролей компании – желающие воспользоваться этим сразу же найдут возможность. Стимул к преступлению в данном случае дополнительно «подогревается» еще и наличием логичного объяснения – оправдания. Ведь никто особо не пострадает, если компания не дополучит некоторую прибыль. «Да, собственник заработает меньше, ну и что? Он все равно не бедствует, а мне сейчас деньги очень нужны в связи с семейными обстоятельствами – мотив – приблизительно так рассуждает большинство недобросовестных сотрудников.
Единственный способ исправить ситуацию –
провести экспертизу форензик. Форензик – это наука и одновременно искусство расследования, а также предотвращения фактов мошеннических действий со стороны нарушителей, к которым нередко относятся менеджеры крупных компаний. Форензик помогает определить потенциальные проблемы финансового и нефинансового характера, он направлен на анализ как внутренней, так и внешней среды предприятия (corporate intelligence).
Статистика свидетельствует о том, что в большинстве случаев воровство в компаниях имеет «хронический» характер и выявляется лишь на этапе совершенного преступления.  При этом только некоторые собственники предпринимают меры для предупреждения фактов мошенничества в будущем.

Воруют ли в вашей компании?
Уверен, что да. Если вас все сказанное выше не убеждает, посмотрите на цифры статистики. Согласно украинской практике и итогам около 100 финансовых расследований, проведенных Kreston GCG в 2017 году, отечественные компании из-за недобросовестного поведения сотрудников в среднем теряют до 25% годовой прибыли. Мировая статистика говорит об убытках компаний в размере 5-10% от годового оборота. Это огромные суммы, которые уходят из рук собственников буквально на глазах.

АРТЕМ КОВБЕЛЬ

Какие отделы компании наиболее уязвимы для мошенничества?
Откровенно говоря, возможности для воровства можно найти в любом департаменте. Но некоторые из них наиболее уязвимы для этого. Речь идет о ключевых департаментах, а это: закупки, продажи, производство, бухгалтерия, маркетинг, IT. Их контролю следует уделять особо пристальное внимание (детальнее – на диаграмме).

Можно ли предупредить мошенничество своими силами?
Не просто можно, но и нужно. Есть целый ряд мероприятий, нацеленных на это. Например:
исключить cash – избегайте наличных, поскольку они имеют свойство «липнуть» к рукам. Безналичные финансовые операции проще контролировать, а манипулировать ими сложнее;
создать корпоративную службу безопасности (СБ). Ее задача – перепроверять финансовые операции и прочую деятельность сотрудников. Данная служба должна подчиняться собственнику напрямую;
ежегодно проводить внешний финансовый аудит и спонтанные проверки (forensic check) с целью получения максимально объективной информации;
внедрить системы KPI, при которой top management будет мотивирован повышать прибыльность компании. То есть мотивация топ-менеджеров будет напрямую зависеть от финансовых результатов компании;
ввести практику тендерных закупок с обязательным многокомпонентным анализом компаний – участников тендера;
создать анонимную горячую линию для получения обратной связи от сотрудников компании в разрезе фактов мошенничества на предприятии.
Также стоит внимательно присматриваться к повседневной жизни в компании. Например, к тому, что обсуждают сотрудники между собой. Сплетни, конечно, не всегда правдивы, поэтому тут же верить в то, что старший бухгалтер «дорисовывает» нолики в отчетности, мягко говоря, неразумно. Но если подобные слухи не прекращаются долгое время – это уже повод задуматься.
И помните: форензик – блюдо, которое подают холодным. Действуйте осторожно, сохраняйте элемент неожиданности. Именно это – залог успешного выявления мошенников. Если вы обнаружили нечистого на руку менеджера – не спешите его наказывать! Возьмите тайм-аут и понаблюдайте за ним. Высока вероятность, что подозреваемый сам выведет вас к своим сообщникам.
Все перечисленные меры позволят вам обезопасить свою компанию от многих видов мошенничества. Но не избавят полностью. Воровство в компаниях невозможно искоренить на 100%, но возможно предупредить и минимизировать путем проведения процедур форензик. Данные процедуры лишь максимально сведут риски к минимуму и позволят «оздоровить» компанию от последствий мошенничества. Это как «шоковая терапия» в экономике – резкий и болезненный заряд, который дает мгновенный результат. Но если его периодически не поддерживать – возвращение к упадку неизбежно.

АРТЕМ КОВБЕЛЬ

Кстати, об инструментах.
Как уже говорилось, форензик нацелен на выявление фактов мошенничества. Попросту говоря, это комплексная и скрупулезная проверка всей деятельности компании и сотрудников. Проверка на чистоплотность, если хотите.
Мне в своей практике приходилось проводить проверки как минимум трех основных типов:
открытые – в этом случае проверяемые в курсе, что их проверяют;
спонтанные – санкционированы акционером и проводятся без предупреждения проверяемого;
легендированные – предполагают внедрение проверяющих в компанию под видом новых сотрудников. Такие проверки являются наиболее затратными по времени, но при этом – наиболее эффективными с точки зрения получения наиболее полной и достоверной информации «с полей». Они позволяют общаться с сотрудниками компании в спокойной обстановке. В ходе таких ненавязчивых диалогов можно узнать много интересного.

Forensic catch, или почему мошенничество в компаниях процветает
Процветанию мошенничества во многом способствуют сами собственники. Нет, они знают, что такое явление существует в целом. Но отказываются верить в него, когда речь заходит об их собственных компаниях. Многие сразу же находят три тысячи причин, почему воровать у них невозможно.
Одни уверены в непоколебимости своего авторитета, другие слепо верят подчиненным, потому что «они со мной много лет» и «мы начинали бизнес вместе». Третьим кажется, что у них и так нечего воровать, ведь «не золото же на заводе добываем».
Еще один аргумент – зарплата: «У моего менеджмента зарплата выше среднерыночной, он дорожит компанией и никогда бы не решился на мошеннические действия, это нелогично».
Да, нелогично, но все же хищения в компаниях происходят. Вообще все подобные фразы «исключено», «невозможно», «не посмели бы», «нелогично» я называю forensic catch (англ. ловушка форензик). Они ведут к неосознанию проблемы регулярного мошенничества в компании.
Результатом такого непонимания являются колоссальные финансовые убытки. Это деньги, которые вы могли бы вложить в развитие собственной компании.
Поэтому будьте внимательны и не допускайте фатальных ошибок. То, что вы любите свое дело и верите в его непоколебимость, – это хорошо. Бизнес – он, как винтажный виски, с каждым глотком пьянит все сильнее и сильнее. Всегда пробуйте свой бизнес на вкус, но никогда не забывайте об освежающем глотке воды. Никому не верьте, даже самому себе, верьте фактам…

Вынос
Воровство  в компаниях невозможно искоренить  на 100%, но можно предупредить методами форензик

Метки: выпуск-4

юрцентр киев
Разработка, продвижение и маркетинг сайта: Digiflow