СЕРГЕЙ ГАПОЧЕНКО

Директор компании «Емаркет Украина» (OLX Украина), которая принадлежит глобальной медийной и диджитал-группе Naspers.

OLX

Он пример успешного микса предпринимателя и наемного работника. Начинал карьеру с создания собственного бизнеса, а сейчас возглавляет направление бизнеса классифайдов группы Naspers в Украине, Казахстане, Беларуси и Узбекистане. В Украине OLX лидирует среди сервисов объявлений. База площадки насчитывает более 12 млн. предложений. В среднем, новое объявление публикуется каждую секунду.

Сергей Гапоченко в рамках проекта «СУП В ЛИЦАХ» рассказал о прозрачности и открытости в условиях глобализации, а также сформулировал три основные правила ведения бизнеса.

О СУП

Исторически в Украине достаточно много предпринимателей, но они разрознены. Каждый живет своим делом, своими вызовами. Ни для кого не секрет, что Украина – государство не с самыми благоприятными условиями для ведения бизнеса. И предприниматели здесь – это не классические предприниматели, а герои, которым не смотря ни на что удалось сделать бизнес. СУП – это способ объединиться в community и друг у друга поучиться. Поэтому нужно единство.
С другой стороны, СУП – это возможность построить эффективный диалог с государственными институтами.

О влиянии государства на бизнес

Государство, в идеале, должно помогать бизнесу. Но если говорить конкретно об Украине, то, как минимум, не мешать. Можно определить области, в которых помощь государства имеет практический смысл. Бизнесмены при необходимости скажут, где нужно помочь. Но сейчас главный месседж бизнеса государству – «Не мешать!»

OLX

О глобализации

У меня есть классная возможность смотреть на то, как развиваются бизнесы в разных странах –
от Узбекистана, одной из наиболее закрытых стран, до Сингапура, одной из наиболее открытых. Между этими полярными государствами находятся европейские страны, США, развивающие рынки... Общий тренд, который сейчас всех объединяет, – глобализация. Глобализация в предоставлении услуг, в перемещении товаров, в унификации подходов к ведению бизнеса в разных странах. Неважно, гражданин Украины или гражданин Германии, он ходит в магазин, делает покупки, пьет кофе, носит одежду. У глобальных игроков есть возможности удовлетворить базовые потребности любого человека. Поэтому появились Facebook, Google и другие сервисы. Этот тренд уже не остановить.

Об открытости

В условиях глобализации открытость и прозрачность – не только хороший тренд, но и залог существования бизнеса завтра. Я не припомню ни один успешный глобальный бизнес, который бы был основан на схемах по оптимизации налогообложения.
Мы – компания, которая ведет прозрачный бизнес. И нам это не мешает.
О глобальной группе
Наш успех – это комбинация двух составляющих: опыта локальной команды, которая понимает, что необходимо рынку на данный момент, и глобальной компетенции группы.
У нас есть возможность на примере других рынков видеть, что нам нужно делать сейчас, чтобы оказаться там, где нам нужно, завтра. Мы во многом опережаем время и текущие тренды. Например, в Казахстане больше 70% объявлений подается с мобильного. Учитывая это, мы еще год назад сделали акцент на мобильное пользование. В результате пользование услугами сайта OLX на мобильных устройствах растет намного быстрее, чем в среднем по рынку. Это яркий пример, когда мы использовали экспертизу группы.

О внешних рынках

Если бы я занимался внешнеэкономической деятельностью с понедельника, я бы забыл все, что знаю о ведении бизнеса в Украине и попытался как можно больше узнать о ведении бизнеса в стране, куда я иду.
В Украине бизнес, к сожалению, – это построение удачной схемы. А бизнес в мире в классическом понимании – это построение удачного сервиса или построение компании, которая будет удовлетворять какую-то потребность, например, в хорошей одежде, еде, общении.

О реализации идей

Спускать идеи сверху – совковый подход. Тогда идея превращается в план, в ней нет души. Идея с душой более жизнеспособна, более привлекательна для людей. Идеи должны приходить отовсюду, и их нужно отовсюду принимать.

О принятии решений

Я делегирую полномочия. Руководитель должен не мешать сотрудникам и подставлять плечо, когда необходима помощь. Я не думаю, что классическая схема взаимодействия начальника и подчиненного работает в современном мире, особенно в нашем бизнесе.
Это не значит, что у нас нет субординации или организационной структуры. Конечно, есть, иначе был бы хаос. Сотрудники понимают свои зоны ответственности, но они предрасположены к многофункциональной командной работе.
Во многих проектах я участвую как маркетолог, или продакт-менеджер, или как работник службы поддержки. Конечно, если идет диспут и прийти к единому мнению не получается, мы не будем спорить год – финальное решение за мной. Но это все равно результат командной работы.
Я не делегирую ответственность по принятию новых людей в команду, особенно на ключевые должности. Я хочу на 1000% быть уверен, что они разделяют ценности компании, и у них нужный подход к работе.

OLX

О поиске сотрудников

Украина – государство, в котором живет больше 40 млн. человек. Казалось бы, сложностей при наборе людей не должно быть. Но для нас это сложная задача. Не так тяжело найти человека с нужными компетенциями, намного сложнее найти сотрудника с необходимыми ценностями. Мы ценим мнение друг друга, мы не очень любим карьеристов, мы не используем схемы, мы приветствуем новые идеи.
Мы ищем людей везде! Это студенты, профессиональные сообщества, рабочие контакты, рекрутинговые компании, индивидуальные рекрутеры… Без лишней скромности скажу, что многие и сами хотят у нас работать.
Недавно мы внедрили новую систему. Люди, которые уже работают в OLX, – лучшие пропагандисты нашей компании. И мы решили материально поощрять работников, которые привлекли новых сотрудников, если те проходят испытательный срок. Я уверен, что это сработает. Ребята уже начали подавать своих знакомых и знакомых своих знакомых на позиции – не только на те, что уже есть, но и на позиции, которых еще нет.

Об отличиях предпринимателей и наемных сотрудников

Я – классический пример предпринимателя, который на данный момент еще и наемный сотрудник. Не знаю, насколько это массовое явление, но такое может быть.
Если говорить о полярных отличиях, то предприниматель более расположен к риску, а наемный сотрудник предпочитает стабильность. Предприниматель не мыслит категориями зоны ответственности, а ищет дополнительные возможности. Предприниматель больше романтик.

О книгах

Я читаю, наверное, меньше, чем должен. Книга, которая мне понравилась за последнее время, «Обо всем можно договориться» Гэвина Кеннеди. Она о том, как вести переговоры и договариваться не только в бизнесе, ведь жизнь активного человека, особенно в большом городе едва ли не ежечасно связана с договоренностями между супругами, детьми, партнерами...

О вдохновении

Я питаюсь энергией от людей, которые меня окружают. Меня вдохновляют горящие глаза людей.



Три правила ведения бизнеса от Сергея Гапоченко

Первое. Слушать людей, с которыми ты работаешь. Не использовать свой бизнес или положение в бизнесе как трибуну для провозглашения своих решений.

Второе. Думать масштабно. Болезнь предпринимателей в том, что погружаясь в операционную работу, мы упускаем возможности, которые могли бы не упустить, если бы смотрели на мир масштабно.

Третье. Не бояться ошибок. Мы очень много ошибаемся, когда что-то делаем. Но бездействие намного страшнее неправильных действий.

 

В Украине бизнес, к сожалению, – это построение удачной схемы

 

юрцентр киев
Разработка, продвижение и маркетинг сайта: Digiflow