МАРИЯ ДЯЧЕНКО

Об украинском ритейле, правильной команде и истинно женском

МАРИЯ ДЯЧЕНКО

Мария Дяченко – сооснователь бренда крафтовой молочной продукции Nashé. Несколько лет назад Маша оставила родную Одессу и переехала в Киев в абсолютно новую для себя сферу деятельности. Благодаря собственным силам и упорству сегодня бренд Nashé представлен на полках сетей супермаркетов.
Маша не любит пассивность, одобряет инициативность и уверена в том, что женщина в бизнесе – это продуктивно.

из ресторана в производство

Никогда в жизни не думала, что моя деятельность будет связана с производством. У меня образование технолога пищевой промышленности, но я всегда знала, что никогда в это не залезу. Пошла в ресторанный бизнес, изучила его на 100 %, и мне просто стало скучно. Никакой магии: нужно просто удачно выбрать концепцию, а остальное – дело техники и везения. В какой-то момент в родной Одессе мне предложили заняться развитием сети ресторанов и в тот же момент – переехать в Киев и заняться производством молочной продукции. Мне нужны были перемены, я переехала.
Приехала, мне вручили огромную папку документов и сказали: «Это тебе. Разбирайся». Не было ни системы, ни налаженных процессов производства, ни порядка в цеху – все рисовалось практически с нуля. Собственно, и с молоком на тот момент я еще была на «вы». Встретились с технологом, начали проработки, и у меня случилась магия. Из обычного молока на твоих глазах рождается сыр. Или йогурт, густой или питьевой. Что-то добавили, изменили температуру – уже получился сыр. Добавили что-то меньше нужного – и сыр не получился.

видимый результат работы

Я люблю видеть результат. А производство – именно про это. Это не «купил – продал», это процесс, который ты видишь от старта до полки в супермаркете, меня это очень зажгло, и я начала глубоко вникать в детали. Мне постоянно не хватало знаний, я учила днями напролет техническую составляющую, постоянно находилась в цеху, сама погружалась в производство. Желание вернуться в привычную ресторанную деятельность отпало.
Первое время я была своего рода «супер-кризис-менеджером»: починить холодильник, приготовить конфитюр или йогурт, заняться бухгалтерией, провести переговоры. Абсолютно каждый процесс я могла делать сама – и делала. Полтора года мы занимались «домашним производством». Мы особо не стремились выйти в ритейл, ограничивались «хорекой» и совершенствовались. А потом познакомились с «Сильпо».

первая «шок-ситуация»

После этой встречи мы поняли, что все, что мы делали «до» – это мелочи. Когда твой продукт появляется на полках крупной сети супермаркетов, которая на рынке больше 10 лет, начинаешь работать по-другому. Договоры обширнее, требования выше, договоренности жестче. Мы заходили в нашу первую сеть около 6 месяцев.
Это случается – мы попадаем на полки одного из самых премиальных супермаркетов Киева. Со старта – в с
амый премиум. Я постоянно была в коммуникации с начальником молочного отдела, контролировала каждую проданную баночку йогурта и получила неописуемое удовольствие от процессов. Знаете, все первое имеет мощный «вау-эффект».
Кроме продаж, было много дегустаций – мы начали вести коммуникацию и с людьми, которые покупают наш продукт давно. Я была приятно удивлена: аудитория много знает о молочной продукции местного производства, это не могло не радовать.
Нам предложили идти дальше – и мы пошли. В тот момент, кажется, я снова узнала, что такое ритейл. Все было по-другому: отношение персонала к тебе, отношение персонала к продукту, внимательность, коммуникация. Я увидела совершенно другое отношение к крафтовой молочной продукции. Для нас 2 дня – это 20 % срока, а случалось, что после поставки наши йогурты еще несколько дней стоят на складе. Естественно, что тут я и команда вносили жесткие коррективы. Не могли этого  допустить.

О правильной команде

Было много историй, где я сама делала работу супермаркета: выставляла товар на полки, печатала ценники и сама размещала, приезжала и контролировала сроки годности продукта, интересовалась мнением покупателей. Дата изготовления каждой позиции у нас всегда соответствует дате поставки в магазин, и важно, чтобы в этот же день все стояло на регалах. И порой контролировать приходится самому. В этом – бич украинского ритейла.
Хорошая команда – это обученный персонал. Человек может прийти к тебе с минимальным опытом работы на своей позиции, но если ты, как хороший руководитель, дашь ему полезные знания и навыки – выиграеш. Важны и горящие глаза, без амбиций и желания работать, конечно, трудно будет двигаться в правильном направлении. Конечно, мне проще в этом случае, имея штат до 15 человек. Каждый – как воспитанник и друг, обученный, знающий спектр своих обязанностей, контролирующий процессы. Когда это сеть супермаркетов или крупная компания, где штат исчисляется сотнями людей, там нужен другой подход.

МАРИЯ ДЯЧЕНКО

О концепции супермаркетов сегодняшнего дня

Ритейл за последние несколько лет очень изменился. Сейчас никого не удивишь продуктом из Испании, люди ходят в супермаркеты за эмоцией. Многие магазины стали полноценным плэйсом, где можно проводить несколько часов: сделать покупки, пообедать, провести встречу, выпить кофе и т.д. Поэтому сервис, подход, коммуникация – крайне важные вещи.
Люди уже вникают в то, что они едят. Наконец-то пришловремя, когда покупатель читает состав, когда он готов заплатить на 5 гривен больше, но купить макароны из твердых сортов пшеницы, а не развесные. Он выберет, скорее, полезный йогурт и батончик без сахара. Это не может не радовать.

О самодисциплине и сломах

Я обожаю быть занятой. Каждый мой день расписан пунктами и задачами, вечером всегда – отчет самой себе о реализованном. И когда я вижу незавершенное – всегда мотивирована. Нет понятия «я все сделала на сегодня», такого не бывает, значит где-то что-то упущено.
Раньше все пыталась спрогнозировать: результат, суммы, диалоги. Мне и команде понадобилось время  на какие-то подготовки, размышления, старты. Сейчас я скорее сделаю тысячу действий, из которых одно точно будет правильным. Это математика, это теория вероятности. Чего-то ждать, надумывать и пытаться предугадать – на это просто нет времени в современном ритме. Все должно происходить здесь и сейчас.
Безусловно, сломы случаются, как у любого человека. Это происходит приблизительно раз в год – я просто отключаюсь. То есть, мозг еще готов эффективно функционировать, а тело – нет. В такие моменты я провожу диалоги с самой собой. Куда я иду, действительно ли я туда иду, хочу ли я этого. И если в итоге я получаю точный ответ «да, я хочу этого»,  – выхожу из состояния и продолжаю гнуть линию. Мелкие передышки тоже нужны, без них теряется концентрация и продуктивность. Иногда мне кажется, что я живу в своем нарисованном мире, и вот эти паузы я предпочитаю делать в нем. Я просто отключаю гаджеты, много хожу пешком, бегаю, читаю, слушаю музыку. Я погружаюсь в свою реальность, мне так проще сохранить гармонию.
Люблю бег. Это то, что максимально эффективно помогает абстрагироваться от негативных мыслей. Есть ты, бег и больше ничего. Скорее, чувствуешь мышцы и собственное тело, чем то лишнее, что мешает в голове.

О самоконтроле

Самодостаточность – это о любви к себе. Быть с собой в комфорте, принимать себя таким, видеть себя объективно и слышать самого себя – вот это самодостаточность. Это абсолютно никак не граничит с какими-то достижениями или окружением, это все – только о себе самом. Я интуит, я это всегда очень чувствую в людях.
Как ты можешь быть интересен людям, если ты не интересен себе? Если тебе не комфортно проводить время наедине с собой, если ты не знаешь, чего хочешь от собственной жизни, если не уверен в своих решениях. Как? Чтобы к чему-то идти, что-то получать от людей, нужно в первую очередь быть с собой в гармонии.
Взрослый человек способен управлять своей жизнью на 100 %. Он может контролировать собственные поступки, решения, строить свое окружение, распорядок дня и даже мысли. Всегда стараюсь структурировать даже их. Мне кажется, без этого получается бардак.

Об успехе

К успеху ведет успех. Успех других людей, с которыми интересно. Мы все склонны себя жалеть: я устал, а может не получится, а точно ли я правильные действия совершаю. А потом судьба выдает тебе диалог с кем-то, кто этого уже достиг. И ему ведь тоже было тяжело, никто не говорил, что будет просто. И меняется настрой, сразу же.

О женском, чувственном и настоящем

Женщины они всегда про отношения. Мужчина может сидеть за ужином с женщиной и думать о том, что ему нужно сделать завтра. Женщины не так устроены, они чувствуют намного больше. И какими бы сильными мы ни были в обычной жизни,  очень многое переживаем на уровне ощущений. В какой-то момент на меня очень сильно повлияла поэзия Цветаевой. Я просто зачитывалась ею и  себя.
С годами каждый человек делает какие-то выводы о мироздании: как устроена дружба, доверие, отношения с родителями, любовь. Это все основывается на опыте, на ошибках, решениях. Со временем я поняла одну вещь: не надо дружбу ломать романтикой. Для меня это оказалось намного важнее. Как-то так сложилось в современном мире, что мы путаем и смешиваем понятия.
В работе мне столько приходится решать и брать на себя ответственность, что когда я прихожу в магазин выбирать себе туфли, я просто капризно выбираю туфли. Могу долго, нудно, колебаться между двумя совершенно разными цветами, купить и перехотеть. В конце концов, я девочка.

О домашнем очаге

Хочется, чтобы моим детям было со мной интересно. Ужасно боюсь статуса «домохозяйка». Столько планов и идей, что времени задуматься о домашнем очаге совсем не остается. Но как только бОльшая часть из них будет реализована, думаю, что вернусь к этому вопросу.

юрцентр киев
Разработка, продвижение и маркетинг сайта: Digiflow