ПЕТР БЕЛ

о бизнесе на блокчейн-технологии, команде и стартапах

ПЕТР БЕЛ

Петр Бел – основатель компании Byzantium. Мы поговорили о том, как создать компанию в ажиотаже вокруг криптовалюты, вовремя сменить вектор развития и не проиграть во время кризиса.

О  старте  бизнеса и выборе клиентов

Раньше я пробовал запускать много разных «творческих» проектов. С разной степенью резонанса они получались, но прибыли не приносили. Моя история в предпринимательстве началась с того, что я позволил себе быть искренне агрессивным. На тот момент, мы с моим будущим партнером по бизнесу Максимом Уперякой работали в роли временных приглашенных сотрудников в блокчейн-стартапе и помогали запускать краудфандинговую кампанию.  В конце успешного завершения инвестиционного раунда я понял, что именно наша совместная работа привела к измеримому финансовому результату, а девяносто процентов подрядчиков, которые крутились вокруг, просто проедали бюджет. Мы не умели продавать себя: меня прилично «ужали» в оговоренной заранее премии за успешную сдачу проекта и переубедить начальника у меня так и не получилось. В тот момент я позволил себе быть максимально раздраженным по отношению к миру и в итоге понял, что способен работать самостоятельно и вдохновлять других, достигая при этом куда больших моральных и финансовых результатов.
Сегодня маркетинг в проектах, построенных на криптовалюте, – хайп, критика, дискуссии и шум. Тогда все было несколько иначе. У нас был хороший бэкграунд в крипте и навыки в маркетинге и PR. В симбиозе на таком растущем рынке это дало хороший результат.  До этого я уже наблюдал ажиотаж вокруг стремительного роста и падения цены на биткоин в 2014-2015 годах, будучи наемным сотрудником. В этот раз я уже был готов полностью взять на себя ответственность перед будущими клиентами и основал собственную компанию.
Блокчейн – очень прикладная технология, которую по сути можно применять везде, где есть информация, которую нужно хранить. Но ее применение незаметно, так как конечный пользователь продукта может даже не задумываться о том, как именно были переданы и сохранены его данные. Точно так же, как сегодня миллионы людей пользуются личным автотранспортом без знания о том, как устроен двигатель. Лично мне хочется надеяться, что в скором будущем в мире появятся социальные проекты, построенные на блокчейн, которые будут объединять людей, будут полезны каждому в частности. Мне бы, допустим, хотелось, чтобы социальные сети стали независимыми от правил национальных регуляторов и позволяли людям объединяться в собственные социальные группы по интересам и самостоятельно определять ограничения доступа к той или иной информации внутри сообщества. Но это другая история, это может произойти, а может – нет.
Ежедневно на почту нашей компании приходит десяток писем-заявок на сотрудничество. Мы достаточно уважаем себя, свое время, чтобы отфильтровывать лишнее. Мы стараемся максимально глубоко погружаться в работу над проектом, поэтому для перспективного сотрудничества нам необходим откровенный разговор и полное понимание стартовых позиций клиента «без прикрас». Но значительная часть всех тех, кто стремится сегодня построить бизнес на блокчейне – это те, кто жаждет легких денег. Вот они узнали где-то, что это модно и что это работает. Они визуализируют свою фантазию и ждут от подрядчиков доступ к священной кнопке «бабло»  и что все в мире захотят дать им денег за их «невероятную идею». Но кнопка не появляется. Это проблема не только крипто-рынка, это всеобщая проблема при финансировании проектов.

О принципах работы Byzantium, стартапах и целях клиента

BYZANTIUM придерживается бутиковой модели: мы хотим обслуживать меньше клиентов с большей самоотдачей. Работать со старта, загораться проектом – это единственный формат вовлечения, который по-настоящему нас вдохновляет. Мне должен нравиться проект, за который берется моя команда. Но важна и заинтересованность со стороны основателей проекта – с инертностью сложно работать. Я много раз уходил из компаний, где работал, потому что осознавал точку тупика. Понимал, что в этих условиях, с этими людьми и в таких обстоятельствах я улучшить уже ничего не смогу. Но есть огромный интерес в том, чтобы привносить изменения в закостенелые модели, это челлендж. Когда я вижу вот эти «переломы» в мышлении людей, это не может не мотивировать.
Американский предприниматель Стивен Бланк определил стартапы как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Это не сакральные знания, это  –  Википедия, и это очень важно для понимания сути вещей.
Стартап – начало разработки идеи, которая будет финансово выгодна и впоследствии приведет к эффективной бизнес-модели. Это поиск решений, поиск идеи. Это не бизнес. То есть, открыть барбершоп – это не стартап. Многие путают понятие бизнеса и стартапа. Они думают, что вложив деньги в киберспортивный портал, через полгода они получат прибыль. Нет, не получат. Это не выдуманный пример, а кейс личного опыта. Я работал CEO в компании, которая на тот момент уже полтора года вкладывала в это деньги. Под моим руководством они еще полгода вкладывали деньги. За эти полгода я сделал больше, чем было сделано ими за полтора, но в этот момент инвесторские ожидания были такими, что пора бы выйти на прибыли или хотя бы на самоокупаемость. Я просто понял, что вряд ли этим людям смогу объяснить простую мысль: вашему проекту – два года, моему – полгода. Мое видение, мое управление живет всего 6 месяцев, этого было явно недостаточно для прибыльного бизнеса.

ПЕТР БЕЛ

Об убеждении и эффекте первого раза

Большинство людей в этом мире не очень хорошо понимают, чего именно они хотят. Откуда клиенту четко понимать, чего он хочет? Среди тех, кто занимается фандрайзингом или продвижением стартапов, конечно есть такая мысль, мол, если клиент не понимает свой продукт на 100%, значит ему не стоит помогать. Не согласен. За годы работы я набрался достаточно уверенности и силы убеждать клиента в том, чего он хочет. Иногда я это вижу лучше, чем он сам на самом старте. Если не согласны, если есть контраргументы – давайте спорить, обожаю спорить.
Я уверен в себе и своей команде в профессиональной деятельности. Есть видение, вкус и опыт. Иногда уже на первой встрече с клиентом я могу привести аргумент, почему черное нужно переделать в белое. И бывает, что финальной точкой в споре становится наше: «Либо так, как говорим мы, либо за проект мы не возьмемся». И это не шантаж, это финальный аргумент спора.
Мы занимаемся маркетингом, а он не существует без внутреннего вмешательства в процессы. Иногда приходится доказывать свою точку зрения клиенту, порой резко. Но без этого иногда ситуация не решается: либо мы продолжаем бессмысленный спор, либо вы соглашаетесь с нами, и мы начинаем работу. Со временем эти люди, как правило, осознают нашу правоту, потому что видят результат. Это момент, когда они понимают, что мы им – не враги.
Самое крутое, что можно сделать, – сделать это в первый раз. И всегда можно придумать тысячу поправок, почему этот раз – первый. Вот например, ивент с аэростатами. Кто-то наверняка уже это делал, но в крипто-сфере этого еще не было. Это ново, это живо, это будет вызывать резонанс и интерес. Главное – самому в это верить.
Для B2C бизнеса, построенного на криптовалюте, логичнее устраивать краудфандинг с большой широкой маркетинг-кампанией. Если это B2B, то потребность в этом – ниже. Здесь есть потребность в PR, в упаковке, а в трафике и SMM – значительно меньше. Наше сотрудничество с клиентом-компанией зависит от ее деятельности. Сейчас мы больше делаем акценты на бизнес-девелопменте. Это тоже маркетинг, в какой-то мере, но ближе к сейлзу.
Публичность напрямую связана с хэйтом. Для многих людей – это камень преткновения. Возможно, по этой причине мы иногда не знаем, кто стоит за тем или иным бизнесом. Возможно, отчасти по этой причине я только начинаю уделять какое-то внимание своему личному бренду. Не знаю. Но то, что это играет роль для бизнеса – бесспорно.

О принципах построения команды и личных качествах

Не хотелось бы, чтобы в моей команде было больше 20 сотрудников. Тогда я утрачу профессиональный контакт с ними, не смогу сконцентрироваться на личности каждого, потребностях и целях. Не чувствую желания строить крупную компанию, где все базируется на иерархии. Я хочу знать каждого, слышать каждого и быть с ним в контакте. В этом – мой принцип и моя продуктивность.
В детстве я сменил за время учебы пять школ. Пока все выстраивали иерархические цепочки, где есть альфа, омега и бета – я успел быть и гнобимым, и гнобителем. Я сменил много коллективов, потому научился быстро адаптироваться под любые изменения окружающего мира, чтобы не попадать в какие-то касты. Я думаю, что именно это развило во мне какое-то чувство эмпатии, которое позволяет чуть лучше разбираться в людях.
По утрам иногда меня поднимает банальная потребность общаться. Я социальный человек, мне нужно общение и обмен информацией.
У каждого случаются моменты внутреннего кризиса, это абсолютно нормально. Случается, просыпаюсь утром, и в голову лезут исключительно негативные мысли. Идеальный рецепт – копаться и искать положительные стороны вчерашнего дня. И когда ты замещаешь негатив чем-то более приятным и результативным – направление мысли меняется. Так просто и банально устроен наш мозг. Иногда можно начать рабочий день с мелких дел и зачесть себе «маленькие медальки». Они очень круто поднимают азарт к продуктивности.

юрцентр киев
Разработка, продвижение и маркетинг сайта: Digiflow