коммерческий директор дивизиона Digital & Pay TV медиагруппы StarLightMedia
- выпускник Киевского национального университета технологий и дизайна.
- в 2005 году начал карьеру в сфере медиа с позиции менеджера по подписке компании KP Publications. Вскоре был назначен директором по продажам ежедневного издания. С 2008 по 2014 год занимал руководящие должности в украинских издательствах и медиахолдингах.
- в 2014 году стал директором по развитию в StarLight Digital Sales. С 2016 года – коммерческий директор StarLight Digital.
- в 2019 году назначен на должность коммерческого директора дивизиона Digital & Pay TV медиахолдинга StarLightMedia
Николай, по образованию вы экономист, карьеру начали с продавца подписок изданий, а главной темой в бизнесе выбрали инновации. Как это все объединилось в одном человеке?
Интерес к технологиям и точным наукам у меня всю жизнь. (Улыбается). По первой профессии я – механик. База технических знаний, которую я получил, позволила мне окончить университет по сокращенной программе – я стал экономистом за три года. Моими любимыми предметами были: физика, высшая математика, сопромат, теормеханика. Я до сих пор помню некоторые формулы.
В университете я увидел, что на Западе есть компании, которые совмещают создание инновационных продуктов и их продвижение на рынке. Тема для меня очень интересная, я планировал в ней остаться. Даже дипломную работу посвятил инновациям. Но реалии жизни не позволили этим заняться. В 2003-2004 годах еще не были видны перспективы. В то время моя жена уговорила меня пойти на собеседование в издательство «КП Медиа» (тогда Киевпост, Афиша, Корреспондент). Так я впервые попал в медиа: стал сотрудником сall-центра и начал продавать подписки на периодические издания.
Что вам дал первый опыт в медиа?
Благодаря той работе я понял, что такое спам. (Улыбается). Однажды я задался вопросом: зачем мне так много звонить, если у нас уже есть контакты людей, которые так или иначе интересовались нашей прессой? И когда объявили конкурс на лучшего продавца, я первым в компании использовал массовые рассылки. Все прекратилось, когда мои новшества заметила IT-служба и попросила остановиться. Но приз – струйный принтер без картриджей и звание лучшего продавца мне таки достались.
Заметив мои успехи, мне предложили заняться рекламой в журнале. Среди всех объявлений рубрики «Досуг» были услуги, которые пользовались особой популярностью. Я понял, что если есть спрос, то можно увеличить цену. Что мы и сделали – в течение короткого времени увеличили доход от рубрики в шесть раз. В общем, взяли меня на работу менеджером, а через два года я стал директором по рекламе и осознал одну важную вещь: не имеет значения, что происходит вокруг – если ты занимаешься своим делом и в него веришь, ты победишь!
Что помогло вам так быстро достичь успеха?
У меня был неимоверно крутой наставник. Это Елена Витер – сейчас она директор «Нового Времени». Я научился у нее многому и до сих пор использую эти знания в управлении. Также сыграла роль и специфика компании, в которой я работал. Она была украинская, но ее владелец – американец. Поэтому культура в компании предполагала отсутствие жесткой иерархии и горизонтальные связи. То есть, не было такого, что ты не можешь пойти поговорить с кем-то из вышестоящих, чтобы получить ответ. Это расширило мои границы. Если в детстве они изначально появлялись, мне говорили «так можно, так нельзя», то на работе я понял – чувак, общайся, с кем хочешь. В будущем мне это очень помогло в бизнесе.
Шесть лет назад вас пригласили в StarLightMedia (каналы ICTV, СТБ, Новый, М1, М2). Что вас привело на телевидение – интерес или амбиции?
И интерес, и амбиции. Меня привела практически за руку Ирина Андрющенко (сейчас соосновательница D2.Digital). В холдинге я впервые увидел, как создается профессиональный видеоконтент и сколько усилий и труда талантливейшие творческие люди вкладывают в каждую минуту его производства. Я видел, с одной стороны, как неравнодушно они работают, а с другой, понял, насколько неокупаемо на тот момент это было. И тогда у StarLightMedia (в направлении, которое возглавлял Федор Гречанинов), зародилась идея о том, что телевидение может быть рентабельным, телеканалы могут приносить прибыль, а контент можно монетизировать. В конечном итоге это идея о том, что творческие люди могут получать достойную оплату своего труда, а креативные команды – иметь ресурс для создания новых интересных проектов.
Какие задачи тогда перед вами поставили?
За шесть лет мне ставили несколько интересных и амбициозных задач. И практически всегда их решение требовало инновационных подходов. Первая задача – это борьба с пиратством в интернете и развитие собственной видеосети. На тот момент холдинг уже производил свои проекты и отдавал их в YouTube, но количество просмотров было небольшим. Мы создали свою медиаплатфому и разместили на ней наш контент. Параллельно раздавали его на более популярные сайты. К сожалению, кардинальных улучшений это не принесло. У меня состоялся непростой разговор с руководством, во время которого мне сделали такое предложение: если мы не увеличим количество просмотров нашего контента, я буду получать 50% своей зарплаты. А если увеличим, смогу получать 150% . Это был переломный момент. (Улыбается).
Мы разобрались в проблеме и поняли, что наше развитие в диджитале и популярность проектов группы на наших видеоресурсах сдерживает пиратство. Люди, которые не имели никакого отношения к производству программ, нелегально размещали их на своих сайтах и зарабатывали немалые деньги. Мы создали специальную команду и начали активную борьбу с нарушителями авторских прав. Тут надо отметить, что, когда мы только начинали ее в 2014 году, пиратство воспринималось как норма, обычное явление, а не проблема. В течение полугода борьбы мы увеличили общие просмотры и, соответственно, прибыль от просмотров нашего контента в интернете в десятки раз. Но главное, что нам удалось – это изменить отношение в обществе. Теперь быть пиратом плохо и противозаконно.
Людям свойственно не останавливаться на достигнутом и ставить перед собой новые цели. Что вас драйвит сегодня?
Меня драйвят постоянные изменения. Сегодня мы продолжаем использовать новые инструменты и подходы в борьбе с пиратством, способствуем развитию рынка платного телевидения в Украине, работаем над технологичностью и качеством телевизионного контента. Поэтому переводим каналы в HD и кодируем спутниковый сигнал.
StarLightMedia первой на украинском медиарынке начала глобальный проект трансформации. И уже в этом году стала единственной прибыльной медиагруппой в стране. Но прибыль – не самоцель. Для StarLightMedia важно реинвестировать в развитие людей, отрасли, общества и национальной экономики.
Например, проект по поддержке рынка платного телевидения позволит создавать условия, при которых мы будем видеть на экранах и обсуждать украинских героев сериалов и фильмов, а не зарубежных. Это залог того, что творческие и талантливые люди будут работать в Украине и на ее благо, а не в других странах.
У борьбы с пиратством тоже глобальная задача. Сегодня в развитых странах, в топе самых успешных – компании, которые занимаются инновациями, и компании, связанные с интеллектуальной собственностью. Чтобы в Украине у таких бизнесов появились возможности развиваться – необходимо обеспечить реальную защиту авторских прав. Поэтому путь, который мы проходим в StarLightMedia, важен не только для нас, но и для всей креативной экономики страны. И это только часть примеров из нашей текущей работы.
Вы управляете большой командой. Какой вы босс – строгий или лояльный?
Не строгий. Я почти никогда не ругаю. И не выступаю, если кто-то из членов моей команды принял решение и может обосновать, почему он так сделал. Даже если оно ошибочное. Мы все допускаем ошибки и учимся на них. Главное, сделать выводы и усвоить уроки. Свою задачу я вижу в том, чтобы поддерживать принцип партнерства внутри команды и верить в потенциал каждого ее участника. Для меня важно, чтобы человек был инциативным, исполнительным и немножко ленивым. Чтобы он хотел взять и любой процесс оптимизировать и меньше принимать в нем участия. Инициатива, которая рождает инновацию, – самая важная история в бизнесе.
Работа в известном медиахолдинге дает вам определенные бонусы. Вас приглашают спикером и экспертом на различные форумы, вы даете интервью. А в чем минусы?
Участие в конференциях и интервью – это не желание светиться, а необходимость сделать изменения, которые мы инициируем, состоявшимися, чтобы в них вовлекались партнеры, общество. Поэтому мои публичные выступления – еще и большой уровень ответственности. Вопросы, которые я получаю из зала, часто провокационные, иногда неоднозначные, а ответы воспринимаются аудиторией не всегда добродушно. Но публичный диалог все так же важен. Если вы хотите, чтобы изменения состоялись – партнерство с коллегами, рынком и единомышленниками просто необходимо.
Что вас интересует кроме работы?
Мне нравится читать книги, хотя, к сожалению, не всегда хватает на это времени. Поэтому я очень люблю аудиосамери – в машине слушаю выборки из бизнес-литературы, новости, новинки о науке, технике, технологиях. До сих пор храню подборку журналов «Моделист-конструктор». В последнее время меня увлекают истории прикладных стартапов. Интересно смотреть за тем, как они развиваются.
Поделитесь опытом, как стать боссом?
Первое: нужно верить в мечту. Она не обязательно должна быть твоей. Если ты готов разделить и помочь реализовать чью-то – чудесно! И чем она масштабнее, тем лучше. Второе: брать на себя ответственность. Не бояться делать то, что до тебя не делали другие. Иметь смелость прямо во время партии перевернуть шахматную доску и начать игру по-другому. Ну и, конечно, все это невозможно без поддержки близких. Сегодня моя главная мотивация – мои дети. Хочется, чтобы общество, в котором они будут жить, было другим – обществом равных прав и больших возможностей.
StarLightMedia первой на украинском медиарынке начала глобальный проект трансформации и уже в этом году стала единственной прибыльной медиагруппой в стране