ИГОРЬ СТЕПАНОВ

«Мое кредо – Действие со смыслом»

Почему смысловая идея важна для бизнеса? Как создать комфортное рабочее пространство для сотрудников? Как вдохновить команду на подвиги? Ответы на эти и другие вопросы от автора книги «Зажечь Огонь Идеи» Игоря Степанова, предпринимателя, стоявшего у истоков украинского рекламного бизнеса, основатель компаний Sicore и Stepanov, автор проектов «Втілюючи місію. Мистецтво і Бізнес» и «Workstyle».

О НАЧАЛЕ ПУТИ

Я пришел в рекламный бизнес в 1993 году. Тогда мы с другом сделали вывеску для магазина «Меблі». Причем «сделали» в прямом смысле слова – слепили её на коленях в комнате общежития из полистирола. Получили за эту работу 200 долларов и были счастливы, потому что тогда средняя зарплата была 15 долларов. Деньги кончились неожиданно быстро и я понял, что хочу создавать свой системный бизнес. Шаг за шагом я выстраивал свою компанию. Мы росли и всё было отлично. Так мне казалось. Но в 2008 году бизнес рухнул, объемы упали в 10 раз. Ещё два года мы как-то существовали. А в 2010 году я понял, что надо что-то менять. И начал перестраивать компанию. Именно тогда мы определили свою смысловую идею, миссию, ценности и видение. После кризиса мы стали управлятькомпанией на основе идеологической платформы. Я считал, что это нормально и так должно быть везде. Но когда я углубился в эту тему, то обнаружил, что очень часто случаются разрывы между тем, что думает собственник о своей компании, как видят процессы топ-менеджеры и как воспринимают работу сотрудники. А главное, что в итоге воспринимает и получает клиент. Я понял, что разрыв между замыслом и формой – причина потерь. Мне было интересно устранять эти разрывы, помогать компаниям повышать свою эффективность. Оказалось, что в украинских офисах нигде не говорится об идее и смыслах, которые несет компания, нигде они не проявляются визуально. В международных компаниях на это обращают внимание, через внутреннюю культуру. И я, как предприниматель, увидел в этом определенную нишу. Так появился проект «Workstyle», в котором мы с командой помогаем компаниям понять, в чем их идея и как проявить эту идею визуально, аудиально и др.

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ СМЫСЛА И ФОРМЫ

Есть три ключевых компонента – дизайн офиса, корпоративная среда и Headbook (конституция). Все эти компоненты помогают объединить основную идею компании с визуальными проявлениями. Через дизайн офиса можно влиять на восприятие компании и комфорт. Корпоративная культура помогает создать удобную среду со своими традициями вплоть до внутреннего сленга и атрибутов. А Headbook содержит в себе всю информацию о компании и стандартах. В проекте «Workstyle» я смог объединить всё то, чем занимался 24 года. Удалось СОИДЕНИТЬ и ФОРМУ и СМЫСЛЫ. Мы работаем с офисами, заводами, ресторанами, коворкингами. С большими и маленькими компаниями. Мне нравится видеть, как всё оживает и начинает говорить, выражать смысл.

О СОТРУДНИКАХ И ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ

Объединение идеи и формы прямо влияет на финансовое состояние компании. Почему? К примеру, новый сотрудник ищет работу. Он воспринимает компанию через визуальные проявления – он заходит на сайт, видит логотип. Потом он попадает в офис на собеседование и постепенно понимает, подходит ему компания или нет. И если есть разрыв между тем, как компания себя позиционирует и тем, и что есть внутри – высока вероятность, что сотрудник уйдет. Сложность в том, что далеко не всегда понимание приходит сразу. Как раз наоборот, чаще всего сотруднику нужен месяц, два, три, чтобы понять, комфортно ему или нет, соответствуют ли ценности компании его ценностям. Для работодателя и сотрудника это период потери времени. А для компании это еще и потеря денег. А теперь представим, что офис работодателя полностью соответствует идее компании. Сотрудник приходит, видит обстановку в офисе, получает Headbook и сразу понимает, это его среда или нет. Компания и сотрудник не тратят время и деньги.Когда развита корпоративная культура – можно создавать план развития сотрудника, его карьеры. С ним работают, его поддерживают. Человека хочет быть причастен к чему-то и хочет чтобы он был признан. Когда работа соответствует его Lifestyle, а не является просто работой. Когда он проживает с компанией важные моменты, он нужен и востребован, может реализовать себя – то он работает с большей отдачей и вовлечением. Соответственно, компания получает большую эффективность. Все это отражается в прибыли. А процесс сотрудничества похож на историю взаимного успеха. Среди моих клиентов есть люди, которые после работы над идеей своего бизнеса подняли прибыль своей компании более 50% за год. Сейчас грядёт конкуренция культур. Культуры бороться за сотрудника и за клиента. Идет взаимный выбор, не столько компания выбирает сотрудника, сколько он выбирает компанию. Часто слышу жалобы на то, что сложно найти людей в команду. Но тогда надо задать себе вопрос: «А что я сделал для того, чтобы ко мне приходили на работу профессионалы высокого уровня?». Редко кто думает о вау-эффекте для сотрудника. О том, что он должен прийти на компанию и понять: «Да! Я хочу здесь работать!». Чаще думают о том, что сейчас дадут человеку зарплату в 10 тысяч гривен и сотрудник будет счастлив. Но это уже давно не так.

О НЕСООТВЕТСТВИИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО

Часто как бывает? Клиент видит рекламу, упаковку, обращается и получает в ответ хамство. Можно прийти в ресторан, в который вложено много денег, а официант относится так, будто вы ему что-то должны. А ведь это лицо компании. Почему так происходит? Потому что есть разрыв между тем, что компания декларирует и тем, как работают в ней с сотрудниками. Ярким примером являются многие государственные предприятия. Например, одна государственная компания. Там работают над ребрендингом, но компания очень большая и любые изменения для нее – болезненный процесс. Чтобы изменить компанию кардинально, нужно менять людей. Ведь невозможно изменить человека, который привык 20 лет общаться определенным способом. Государство никогда не пойдет на увольнение сотен тысяч сотрудников. Перемены не будут революционными, чтобы что-то изменить, мало сделать ребрендинг и сменить форму, нужно параллельно, эволюционно менять процессы и внутри. И это хорошо. Можно постепенно вводить новые свежие «клетки», внедрять идею, работать над ребрендингом. Потому что на старое не придут новые сотрудники. Нужно много вкладывать в перемены, и в дизайн и в смыслы. Для перемен нужно хотя бы 50 на 50 процентов новых сотрудников. Сколько ты тонешь – столько будешь и выплывать. Так с нашей страной. Если 25 лет воровали, то нужно еще 25 лет, чтобы создать новое общество. Но начинать надо с Идеи, которая объединит нас.

КАК ВЫЯВИТЬ ИДЕЮ КОМПАНИИ?

Основная идея всегда идет от лидера. Если владелец осознает свою миссию, может ответить на вопросы: «Зачем я это делаю? Какую цель преследую? Чего я хочу?», то он может более осознанно влиять на процессы в компании. Выводя свои идею и миссию на осознанный уровень человек получает инструмент для точного выбора. Моя задача – помочь владельцу, СЕО, лидеру и компании перейти на новый уровень осознанности. И когда мы получим ответы на главные вопросы, то можем с этим работать. Можем создавать управляемую идеологию. И только после этого приступаем к оформлению офиса и созданию корпоративной книги. Многие собственники плывут как тумане. Они не знают, не только зачем им бизнес, но и зачем они живут. Ответы на эти вопросы можно найти. Во всех действиях есть смысл. Это мое жизненное кредо и эту мысль я несу в общество. Осознанность дает очень сильный толчок и мотивацию к развитию, к новым рывкам и вершинам.

О КЛИЕНТАХ

После того, как владелец понял, зачем и для чего ему бизнес, можно работать с сотрудниками и их идеями. На выходе клиенты получают качество и приходят еще. Ядром идеи всегда является собственник. Но на выходе результат всегда видит клиент. Маркетинг и реклама – это далеко не всё. Если человек пришел по рекламе, а получил меньше ожидаемого, он больше не придет. Вернуть клиентов снова стоит в десятки раз дороже, чем привлечь в первый. Бывает и обратный процесс, услуги высокого уровня, но компания не умеет это продать. В силу тоже вступает продвижение идеи.

У КОГО ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ?

Всё получится у компаний, в которых хочется творить и созидать. Я не верю в рабочие графики. Я верю в то, что можно создать среду, в которую хочется приходить и в 9 утра, и в 8 и даже в 7. Потому что работа вдохновляет и позволяет реализовываться. В офисе создана среда, в которой хочется обитать. Пространство всем говорит о идее и создано удобным. Но при этом среда – это только инструмент, ей надо управлять. Пока лидер у руля – это его епархия. Но стоит растить наследников, людей, которые поддержат идею, а, возможно, и вырастят ее во что-то большее. В компании должен быть отдел инноваций, постоянно должно появляться что-то новое, нельзя останавливаться. Обновление стоит вшить в ДНК компании. Идея должна пройти все этапы, пережить кризис и рост. Только после этого она цементируется и приобретает форму. И нужно не бояться кризисов, потому что пока не научишься падать, не научишься подниматься.

юрцентр киев
Разработка, продвижение и маркетинг сайта: Digiflow