Вс, июль 20, 2025

От зерновой сделки фермерам не легче. Почему при возобновленном экспорте через морпорты аграрии зарабатывают "копейки"

Рискующая сорваться зерновая сделка пока не принесла аграриям желаемых результатов – все еще недостаточный зерновой экспорт не смог поднять низкие цены на продукцию фермеров

 

Для отечественной сельскохозяйственной отрасли открытие морских портов обещало стать спасением – однако темпы экспорта зерна спустя полтора месяца после запуска "зернового коридора" все еще остаются сравнительно низкими.

Стоимость агросырья на внутреннем рынке, рухнувшая вследствие переизбытка запасов, также пока не демонстрируют сильный рост и остаются существенно ниже довоенных. Их сегодняшний уровень делает для аграриев убыточным посев озимых зерновых культур и является одной из причин того, что общая площадь осенней посевной кампании может сократиться на 35% относительно прошлого года.

Профильные ассоциации и эксперты были уверены, что без поставок морем темпы экспорта из Украины не поспевали бы за поступлениями нового урожая зерновых и масличных, который прогнозируется примерно в 65 млн т. Для нового урожая попросту могло не хватить места в зернохранилищах, что создавало риск его пропажи.

По данным Министерства аграрной политики, на которые в начале августа ссылалась Продовольственная организация ООН (ФАО), из общей мощности элеваторов в 75 млн т под нераспроданный из-за войны урожай прошлого года было занято 22 млн т, или около 30%. Еще 24% хранилищ под 18 млн т были размещены на оккупированных территориях или были повреждены в ходе боевых действий.

Исходя из этих сведений, суммарно украинские предприятия могли рассчитывать на место для хранения еще 35 млн т агросырья. Эти резервы, с учетом темпов сбора нового урожая (к середине сентября фермеры собрали 26 млн т лишь по зерновым и зернобобовым) и низкой пропускной способности альтернативных морскому экспортных маршрутов – речного по Дунаю, автотранспортного и железнодорожного, должны были быстро закончиться.

Как отмечалось в материале Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), чтобы вывезти в Европу 60 тыс. т агропродукции – объем, равный вместимости судна стандарта Панамакс – требуется 34 товарных поезда на 18 750 вагонов. В итоге с начала войны и до открытия морпортов суммарный месячный экспорт из Украины колебался в районе 2-2,5 млн т. Согласно последним заявлениям Минагрополитики, в последние месяцы объем вывоза альтернативными путями удалось довести до 3 млн т.

В конце августа министр аграрной политики Николай Сольский заявлял, что до конца года в Украине дефицит зернохранилищ будет достигать 10-15 млн т. Осознавая проблему, еще в июне ведомство начало прорабатывать вопрос закупки через ФАО временных мощностей под хранение – так называемых "зерновых рукавов" из полиэтилена, в которых зерно можно хранить прямо на полях, а также модульных хранилищ.

В итоге благодаря ФАО удалось приобрести временных хранилищ на около 6 млн т, еще одноразовых хранилищ на примерно 15-19 млн т законтрактовал бизнес. Кроме того, министерство собралось снизить риски нехватки мощностей с помощью приватизационных аукционов спиртовых заводов и хлебных комбинатов – на них можно как хранить зерно, так и в короткие сроки запустить переработку, указывали в министерстве.

 

Параллельно с этими мерами заработал "зерновой коридор" из украинских портов – однако в первое время объемы экспорта не стали впечатляющими. Согласно данным ООН, за полтора месяца его действия, с 1 августа по 17 сентября, из Украины вышло 155 грузовых судна, которые вывезли более 3,5 млн т агропромышленной продукции.

В то же время, как отметила аналитик УКАБ Светлана Литвин, в первый месяц действия сделки объемы вывоза составили 1,7 млн т – соответственно уже за 17 дней сентября экспортерам фактически удалось достичь показателя августа. Общий экспорт за полтора месяца достиг 7,5 млн т (4,6 млн т – в августе и 2,9 млн т – за 15 дней сентября).

Такие темпы роста Литвин называет оптимистичными и позволяющими допускать, что в октябре только через морпорты удастся отправить за границу 3 млн т украинской агропродукции. Причина, почему таких объемов не удалось достичь сразу, состоит в неспособности координационного центра проверять на выходе из портов свыше 6 судов в сутки, объясняет аналитик УКАБ.

"А так как в порты сначала заходили в основном низкотоннажные суда (10-30 тыс. т), то и пропускная способность была низкой. По мере поступления судов с большей тоннажностью пропускная способность также будет увеличиваться", – объяснила Литвин.

Правда, нынешняя инфраструктура морпортов не позволяет рассчитывать на увеличение объемов вывоза сверх 4 млн т в месяц, говорит Литвин. Однако с учетом альтернативных маршрутов этого должно хватить, чтобы довести экспорт до 6 млн т – среднемесячного значения 2021 года. По словам Литвин, "есть надежда", что до начала сбора урожая-2023 удастся вывезти из страны 70 млн т предназначенного для экспорта агросырья урожаев 2022 и 2021, разгрузив хранилища.

Со своей стороны поспособствовать увеличению экспорта решили народные депутаты. На прошлой неделе в Верховную Раду был внесен законопроект №8025, которым предлагается обеспечить государственное погашение части сумм по кредитам (50% общих годовых трат по ним и 90% по процентам), взятых на строительство экспортной инфраструктуры и мощностей по переработке сельхозпродукции. Также аграриям предлагают выделять гранты на приобретение зерновозов и контейнеров.

Законопроект был разработан членом комитета ВР по вопросам аграрной и земельной политики Сергеем Лабазюком, один из его инициаторов – глава комитета Александр Гайду. Пока проект закона не рассматривался в Раде, однако понятно, что даже в случае одобрения парламентом документ не сразу повлияет на объемы экспорта.

Есть ли угроза дефицита мяса: в МинАПК сравнили текущую ситуацию с довоенной

Увеличение эффективности экспорта автомобильным и железнодорожным транспортом может оказаться отнюдь не лишним. "Зерновая сделка" была заключена на 120 дней с правом продления, но на эту опцию РФ может не пойти или ограничить механизм, заявил президент государства Владимир Путин 7 сентября.

Его претензии заключались в том, что большая часть вывозимого зерна якобы направляется не в Африку и другие развивающиеся страны, а в Европу. По словам Путина, в Африку из украинских морпортов вышло всего 2 судна, что, свидетельствуют данные ООН, далеко не соответствовало действительности (хотя в страны ЕС действительно шло больше кораблей с продовольствием). В Мининфраструктуры Украины 7 сентября в ответ на эти выпады показали географию экспорта агропродукции через порты.


Кроме того, власти РФ не устраивает, что экспорт зерна и удобрений не наладился из ее собственных портов – устранение препятствий для этого, со слов властей России, было прописано в ее Меморандуме с ООН, одним из составляющих "зерновой сделки".

 

Как отметила в материале для фонда Carnegie эксперт по российской экономической политике Александра Прокопенко, условия сделки не регламентировали направление экспорта зерна из украинских портов. В то же время низкий объем экспорта из РФ обусловлен не западными санкциями, из-под которых российское продовольствие было выведено, а нежеланием западных компаний работать с "токсичным российским бизнесом".

Впрочем, по ее мнению, изначальная цель РФ при вхождении в зерновую сделку и была получить рычаг политического давления на Запад – их, при нынешнем уровне заполненности европейских газовых хранилищ и успешном украинском контрнаступлении, у государства-агрессора почти не остается.

Посевы под озимыми сократятся, а цены для фермеров останутся низкими

Сравнительно медленный вывоз зерна из портов не позволил разгрузить украинский рынок от переизбытка – вследствие этого, пояснил руководитель отдела аналитики Libertex Partner Андрей Шевчишин, и цены, по которым трейдеры закупают сырье у аграриев, остались на низком уровне.

"Зерно некуда складировать. Многие частные фермеры даже пытаются везти продукцию в порт, чтобы попасть в погрузку и получить деньги [на посев]. Но темпы высвобождения низкие и в портах еще остается зерно старого урожая", – отметил Шевчишин.

По сообщению фермерской общественной организации "Всеукраинская аграрная рада" (ВАР) от 12 сентября, это стало одной из главных причин сокращения площадей под озимыми культурами.

Так, глава одного из фермерских хозяйств Киевской области пояснил, что за тонну пшеницы 2-3 класса ему предлагают 5300 грн при себестоимости 5000 грн. Нести расходы на посев осенью при почти нулевой реализации нецелесообразно, поэтому он планирует почти вполовину сократить площади озимых, а незасеянные гектары оставить под паром – "рисков меньше, а урожайность пшеницы получает прибавку 20%", заключил фермер.

В целом, отмечал экономист инвестиционного департамента ФАО Андрей Ярмак, после открытия зернового коридора цены на кукурузу не выросли, оставаясь на 56% ниже довоенного уровня в долларовом эквиваленте, а на пшеницу поднялись на 12% – но это все еще дешевле на 59%, чем до войны.

Как объясняет Светлана Литвин из УКАБ, ожидать более существенного удорожания продукции аграриям стоит к концу сентября или в октябре, когда трейдеры начнут активнее закупать новый урожай – пока из страны вывозились в основном остатки трейдеров, закупленные ими до войны.

 

"Вполне реально", полагает Литвин, что после этого цены на зерновые вырастут примерно на 20% – но на возвращение к довоенному уровню в ближайшей перспективе рассчитывать не стоит.

"В условиях войны в Украине все дополнительные расходы, риски и страхование ложатся на украинскую сторону. Они высчитываются из цены, которую платят производителю, чтобы финальная стоимость была конкурентоспособной на мировом рынке", – добавила Литвин.

Помимо этого, фермеры столкнулись с другой проблемой – элеваторы начали ощутимо поднимать цены и вводить дополнительные платежи.

Глава фермерского хозяйства "Степное" из Черкасской области Виталий Дубенец пожаловался, что цена хранения зерна в регионе на частном элеваторе выросла в 2,5 раза.

"На государственном элеваторе цена осталась старой, но в прошлом году там исчезло несколько тысяч тонн зерна. Я пользуюсь услугами и того и другого по ситуации, ведь надо хранить зерно до восстановления цены. Частный элеватор сейчас уже почти заполнен, так что туда нереально завезти весь свой объем, устанавливают квоты по весу. Государственный для подстраховки, там высокие риски", – рассказал Дубенец.

Фермер из Полтавской области Виталий Дорошко отмечает, что в Чутовом на "Нибулоне" с июня хранение подорожало с 65 грн до 101 грн за тонну в месяц. К тому же компания ввела дополнительный платеж, которого раньше не было – теперь за прием зерна нужно платить 45 грн/т.

Также выросла цена на элеваторах Киевской области. Местный аграрий Алексей Новохатько рассказал, что раньше хранение стоило 1,6 грн/т в день, сейчас же цена взлетела примерно до 4 грн/т.

Последствия и прогнозы

По прогнозу Минагро, озимыми культурами засеют 4,7 млн га, что на 35% меньше, чем в 2021 году. Существеннее просядут посевы под зерновыми, так как аграрии будут более охотно выращивать масличные, в частности, рапс, который имеет более высокую цену на внешних рынках.

Однако, если темпы роста экспорта продовольствия из Украины сохранятся, а цены на него вырастут, то сокращение посева зерновых осенью не станет критичным, полагает Светлана Литвин. Весной посевы можно будет увеличить, так как, к примеру, у пшеницы есть и озимые, и яровые сорта.

Читайте також