о ресторанном бизнесе в период карантина
Усама Кафа – ресторатор, президент международного ресторанного холдинга L’KAFA GROUP (рестораны: Чайхона GOLD, «Чайхона Базар», «Захади, Дарагой», L’KAFA Cafe и др), дважды «Человек Года», меценат и общественный деятель рассказал, как компании удалось пережить карантин, какие убытки понесла ресторанная сфера Украины и поделился опытом ведения бизнеса во время кризиса.
Как пережили карантин? Сколько потерял бизнес?
Мы – компания с 22-летним опытом, уже пережили
4 кризиса, этот был другой. У нас более 60 ресторанов в Украине и за границей, все их пришлось закрыть из-за карантина очень неожиданно и одним днем. Это повлекло за собой большие потери, моральные и финансовые. Главные потери моральные, когда ты не видишь в своих ресторанах любимых гостей, не видишь дружеских или деловых встреч, семейных ужинов, а видишь только пустые залы, это очень тяжело. Второй момент – это финансовые потери, это колоссальные убытки и полностью подсчитать их невозможно, так как с запуском они до сих пор выплывают. Во время карантина мы работали только на доставку и самовывоз. Адаптировались быстро, другого выхода не было. Некоторые сотрудники переквалифицировались в курьеров, общими силами работали над доставкой.
Были ли сокращения сотрудников?
Нет, сокращения сотрудников не было. Для нас команда очень важна, каждый сотрудник – помощник повара, топ-менеджер – для нас все люди важны. Запускались мы всей командой, оптимизировались и работаем. Как говорится, лучше немножко тесно, зато никому не обидно.
Несмотря на все сложности ваша компания смогла удержать свои позиции, в отличие от многих компаний, которые просто не вышли на рынок после карантина. Как вам это удалось?
Я думаю, в это время тяжело было каждому человеку, не только бизнесмену или бизнесу, а всем. Многие оптимизировали свои расходы, сумели пересмотреть свою работу, ведь кризис – это не окончание чего-либо, это возможность и время для переосмысления, для выхода из зоны комфорта, для принятия кардинальных решений и креатива. Мы полностью пересмотрели свой подход у работе, к введению бизнеса, благо времени было много. Наметили свои шаги по выходу из кризиса, здесь сработал наш прошлый опыт. И, конечно, же самое главное, что помогло выйти из жесткого карантина, это команда. Все наши сотрудники приложили не мало усилий для успешного преодоления данной ситуации, за что я им очень благодарен. Мы получили поддержку и понимание почти от всех партнеров, арендодателей, коллег, это дало возможность справиться. Хотя, как таковой карантин не окончен, рестораны также не работают на полную силу, мы все еще «выгребаем» плоды, которые принес коронавирус и сколько это еще будет длиться неизвестно. Надеюсь, нам удастся выйти из этой ситуации с минимальными потерями!