Сб., лип. 12, 2025

ЯРОСЛАВА КОРСУН

«После нашего обучения уровень в сфере услуг начинает расти, поскольку меняются стандарты и требования»

Ярослава Корсун

Первая школа деловых манер и коммуникаций в Украине Etiquette School известна своим основателем, экспертом по этикету и дипломатическому протоколу, профессиональным бизнес-тренером и ведущей телевизионных проектов на канале 1+1 «Від пацанки до панянки», «Школа джентльменів» Натальей Адаменко. Но в этой школе есть преподаватели, среди которых и наша героиня – Ярослава Корсун, руководитель PR-отдела и преподаватель курса по digital-этикету.

Ярослава, первая школа этикета в Украине Etiquette School, создателем и основным лектором которой  является  непревзойденная Наталья Адаменко, в этом году отметила трехлетний рубеж. За этот период изменился ли уровень интереса украинцев к этикету?
Сложно сказать, что уровень спроса изменился. Со дня открытия школы мы получаем заявки на обучение все так же активно. Сейчас многие задумываются о том, как правильно построить свой имидж, как произвести хорошее первое впечатление. Без этикета в таких случаях не обойтись.
К нам на обучение часто приходят украинцы, которые живут за границей и приехали в гости к родным. И от них мы очень часто слышим о том, что уровень поведения в обществе за границей намного ниже. Обычно такие истории удивляют, поскольку слушатели уверенны, что в Европе все ведут себя иначе и знают правила этикета наизусть. Наталья Александровна в таких случаях всегда напоминает исторический факт о том, что дочь Ярослава Мудрого – Анна вышла замуж за французского короля, что и побудило появление во Франции культуры поведения.

На сайте школы можно увидеть расписание открытых тренингов Натальи Адаменко. А проводится ли корпоративное обучение для отдельных компаний?
Да, конечно. У школы очень много корпоративных клиентов. Самое интересное, что эти клиенты из очень разных сфер бизнеса. У нас проходили обучение топ-менеджеры агрокомпаний, юристы и банкиры. Особенно активно обучают своих сотрудников в beauty-сфере. Это и салоны красоты, и косметические компании. Также обучали персонал нескольких ресторанов общению с клиентами.
К сожалению, бытует мнение, что этикет давно устарел, и  не всегда сотрудники понимают, зачем его осваивать, если  на прием к королеве они не собираются. Но для работы в сфере обслуживания и повышения качества сервиса знания этикета как раз очень нужны.
Часто случаются ситуации, когда руководитель компании или HR-менеджер посещают наши курсы и после этого делают запрос на корпоративное обучение. Поскольку хорошо понимают, что это будет полезно для их сотрудников. После обучения в школе слушатели ведут себя иначе, а это способствует изменению поведения других. Таким образом, мы видим, как уровень в сфере услуг начинает расти, поскольку меняются стандарты и требования.

Ярослава Корсун

Искусство этикета и культуры поведения имеют разные виды – от делового до этикета светской беседы и даже личной жизни. Чтобы усвоить все правила, что вы посоветуете учащимся Etiquette School?
Не останавливаться! Наталья Адаменко в таком случае говорит: «Вперед и выше!». У нас в школе есть курсы по деловому этикету – это основа. После него слушатели обычно записываются на ресторанный. Сейчас мы работаем над новым форматом, который будет направлен на small talks. Это будут встречи с интересными людьми, деятелями культуры, искусствоведами и не только.
Лучшая тема для светской беседы – это искусство, и мы хотим помогать нашим слушателям быть готовыми к ней. Ведь для того, чтобы поговорить о погоде, достаточно посмотреть новости или прогноз, с искусством дела обстоят иначе.
Отдельное направление в школе – деловые переговоры. Не устанем повторять, что к переговорам обязательно нужно готовиться. Все детали в этом случае имеют значение, особенно умение выступать перед публикой и владеть собой. Для этого в школе есть отдельный курс по публичным выступлениям. Все это вместе и поможет получить необходимые знания, которые, поверьте, помогут вам достигать ваших карьерных и личных целей.

Существует ли в Etiquette School система посттренигового сопровождения?
Мы всегда открыты к общению со слушателями. После курса обычно все начинают дружить в фейсбуке. Любой интересующий вопрос можно задать на странице школы www.facebook.com/etiq.school. Мы собираем вопросы от подписчиков и в зависимости от темы и снимаем видео-ответ от Натальи Адаменко.
Для улучшения сервиса обслуживания существует еще и предварительная проверка. В качестве тайного гостя или покупателя Наталья Адаменко вместе с командой посещает заведение и смотрит на то, как с ней общаются, что отвечают и прочее. После этого программа для клиента адаптируется с учетом особенностей, которые были определены.
Через некоторое время сотрудники школы под видом гостей опять возвращаются, чтобы проверить, как обстоят дела.

Кроме Натальи Адаменко, в школе преподают Наталия Черемшинская и Фарид Сафаров. Чему они обучают?
Наталья Черемшинская – медиа-тренер. Она ведет в школе курс по публичным выступлениям, подготовке к интервью, невербальной коммуникации и преодолению барьеров в общении.
Фарид Сафаров специализируется на таких темах: формирование первого впечатления, имидж, дипломатический протокол, переговоры.
У нас в школе появился новый лектор – Владимир Гонтар, который специализируется на протоколе и коммуникации с международными представителями.
Также все сотрудники школы этикета прошли обучение у Натальи Адаменко и при необходимости могут предоставить консультацию по деловому этикету. В связи со спецификой моей профессиональной деятельности и опытом работы в разных сферах, в этом году в школе стартуют и мои лекции по digital-этикету. Они затронут тему формирования имиджа и построения коммуникаций с партнерами и клиентами.

Ярослава Корсун

Вынос:
Отдельное направление Etiquette School – деловые переговоры. Не  устанем повторять, что к ним нужно  готовиться