Сб., лип. 12, 2025

МАРИНА ДЯЧЕНКО

«Я хотела бы построить команду предпринимателей, чтобы люди внутри компании росли, и мы вместе могли создавать новые направления и новые бизнесы»

МАРИНА ДЯЧЕНКО

Украинскую компанию по производству солнцезащитных систем MANEZH сегодня знают по двум причинам: наличию собственной производственной базы с командой профессионалов, которые разрабатывают и производят ультрасовременные системы солнцезащиты для фасадов зданий, террас ресторанов, отелей, частных домов, открытых площадок, такие как перголы, маркизы, фасадные жалюзи, паруса, и харизме руководителей, которые за 20-тилетний период смогли вывести компанию в список ведущих своей отрасли. Нам удалось взять интервью у Марины Дяченко, женщины-лидера, совладелицы и идейного вдохновителя компании MANEZH.

Марина, компания MANEZH является лидером в разработке и производстве собственных СЗС. Думали ли вы, что придете к такому результату, когда ее создавали?
23 года назад родился MANEZH, взяв название компании по месту нахождения офиса в спорткомплексе «МАНЕЖ». Офис – это был арендованный кабинет, где находились три человека, и арендованный гараж под производство горизонтальных жалюзи. В то время жалюзи были в диковинку на рынке, и в силу сложившихся обстоятельств возникла идея попробовать: был приобретен б/ушный станок, и мы начали первые шаги в этом направлении. Тогда у компании не было ни стратегии, ни миссии, но было огромное желание делать, учиться экспериментировать и привносить что-то новое в этот мир. В жизни есть только две альтернативы – оставить все, как есть, или взять ответственность за изменения.
В 2008 году начались изменения в компании, которые были связаны с внедрением кайдзен, сотрудничеством с компанией Fedoriv Андрея Федорова, сотрудничеством с компанией OLOS Татьяны Троян, обучением в Киево-Могилянской бизнес-школе.
Именно это дало понимание, кто наш клиент. Шаг за шагом бизнес стал развиваться и приобретать форму индивидуальности: появилась маркетинговая и бизнес-стратегия, понимание, куда мы движемся, с каким продуктом и к какому клиенту. За последние годы компания значительно изменилась во всех сферах своей деятельности: от бизнес-модели до миссии, визии, ценностей, пройдя путь от поставщика до разработчика собственных СЗС. Мы стали лидером в разработке и производстве собственных СЗС.
Наша миссия – повысить качественный уровень жизни украинцев и Украины в целом, создавая свои уникальные инженерные солнцезащитные решения, развивая собственное производство и высокие стандарты сервиса.

А как вы сами изменились за последние 10 лет?
На самом деле, все перемены в бизнесе начались с изменениями меня самой. Меня всегда манило новое, неосвоенное, сложное. В чем-то я сильна, но в чем-то несовершенна. В любом контексте, в любых обстоятельствах нужно всегда видеть ресурс для своего развития. Если ты открыт к новому, то легко открываются новые двери. Всегда чувствовала интерес, интригу в новизне, и интуиция  подсказывала, что мне это надо, что это меня развивает. Вот, например, сейчас я изучаю творческую игру в шахматы – это дает мне возможность сформировать новый взгляд на стратегическое управление компанией, развивает последовательное мышление, формирует новое сознание.
Искусство обогащает меня внутренне, воспитывает меня, развивает мое мировосприятие. Моя душа словно оживает, а в голове сразу появляется множество новых мыслей. Искусство пробуждает яркие эмоции, переосмысление себя, оно необходимо почти так же, как воздух, вода или еда. Что еще может так поднять настроение, подарить вдохновение, заставить поверить в свои силы!
Ну и, конечно, – люди. Например, мой друг, партнер и учитель Татьяна Троян, руководитель компании OLOS и ее команда. Именно после тренинга по личностному росту начались изменения внутри меня, как я называю «капитальный ремонт». Начался рост за счет раскрытия моего потенциала. С моими изменениями начала меняться и компания. Появился новый вектор во всем: начиная с корпоративной культуры и заканчивая стратегией.

МАРИНА ДЯЧЕНКО

Расскажите об инструментах взращивания и вовлечения персонала.
Моя страсть – это люди. Люди, которые создают бизнес, создают сильную команду. Для меня команда – это СЕМЬЯ. На протяжении 10 лет мы формируем команду нового формата, которая строится на зрелой корпоративной культуре. Что такое «зрелая»? Это команда ответственных игроков, которые готовы проявлять инициативу и брать ответственность за последствия своих решений. И при этом реализовывать себя не как функцию, а брать каждый раз больше ответственности, выходя за рамки собственных обязанностей. Это люди, которые готовы к новизне, которые любую ошибку воспринимают как возможность, которые ищут проблемы в себе и открыто смотрят суровым фактам в лицо.
Когда человек зрелый, такие качества, как гордыня, зависть, лень уходят. Люди становятся более действенными, радостными, добрыми.
Один из инструментов взращивания персонала – мотивация через ответственность, когда ты обычного менеджера ставишь руководителем разового проекта и таким образом наблюдаешь, есть у него качества управленца или нет, и как он справится с этой задачей.
Второй инструмент – трудотерапия и стихотерапия. У нас практически нет штрафов.
Третий инструмент – круглые столы, где каждый открыто говорит, в первую очередь, о себе, и ему также открыто дают обратную связь другие игроки команды по проекту.
Четвертый – истории великих людей, которые похожи с нами по ценностям.
И, конечно, это всевозможные просмотры фильмов с их анализом, чтение книг, изучение стихов, мастер-классы и т. д. У нас есть собственная библиотека, ведь как говорила Т. Черниговская: «Книга – это еда для мозга».
Такими способами мы формируем в головах людей ценности: ответственность, глубину, творчество и желание учиться.

МАРИНА ДЯЧЕНКО

Как изменился ваш клиент за последние 10 лет?
Кардинально. Если раньше мы больше работали с дилерами, то с переходом на наружные солнцезащитные системы обнаружили, что многие просто не готовы своим культурным уровнем продавать дорогой продукт. Поэтому мы пошли в корпоративные продажи, осознав, что нашим ключевым клиентом стал «архитектор», бросили все силы и коммуницировали весь маркетинг именно на него.
После Евро-2012 я четко поняла, что нашим клиентом может стать сегмент сферы услуг индустрии гостеприимства HoReCa, которым мы помогли закрыть функциональные и архитектурные задачи, позволяющие повысить рентабельность заведения и подчеркнуть свою индивидуальность.
Также нашими клиентами стали крупные корпоративные компании, которые масштабируются и организовывают правильно офисы, используя как наружные, так и внутренние солнцезащитные системы.
Мы продолжаем развивать направление внутренних систем, но на сегодняшний день доминирует в нашей компании направление фасадных.

Ваше место силы?
Основное место силы – это люди моей команды, которые находятся в росте, у которых горят глаза и которые приходят с инициативой. Это офис компании MANEZH. Возвращаясь из командировок в наше заряженное открытое пространство, я очень вдохновляюсь.
Мне нравится природа, лес, вода. Люблю, кстати, бани, а также недавно стала увлекаться шахматами.

Книги, которые оказали на вас влияние?
Назову последние три:
1. «Бесконечный матч» Валерия Лобановского, принципы которого я сейчас стараюсь сформировать у себя в команде.
2. «Лидеры выбирают рост» Кеннета Бланшара и Марка Миллара – она про людей, и очень меня вдохновила. В ней есть четкие рекомендации простым языком, что такое лидерство.
3. «Сердце команды», следующее произведение Марка Миллера, в которой на примере шахмат и шашек я поняла , что правила игры шахмат и правила управления великой компанией идентичны.

Марина, вы в прекрасной физической форме. Что для этого делаете?
Я люблю заниматься бодифитнесом.  Любовь к спорту мне привил мой отец, и я считаю, что спорт – дисциплина, которая должна изучаться с детского сада, он дает физическое здоровье, воспитывает силу воли, волю к победе, ощущение драйва от результата. Спортом я занимаюсь всю жизнь.

О чем вы мечтаете? Или предпочитаете ставить цели?
В моем случае вначале появляется мечта, а затем к ней прилагаются цели. Поэтому важно начинать со стратегии, с осознания бизнес-модели и с четкого ответа «зачем»?

Моя компания MANEZH существует для того, чтобы поднять культурный уровень потребителя по созданию атмосферы возле дома, на террасе, поменять мышление. Изменить архитектуру городов. Улучшить качество жизни человека в городе, в регионе. На самом деле наши системы меняют экстерьеры городов: когда человек правильно подходит к созданию своего пространства, он как будто находится на природе. И мне часто говорят: «Марина, поставили террасу, теперь непонятно, зачем мы дом строили. С весны по осень сидим на террасе».
Также мне бы хотелось больше путешествовать: увидеть Версаль и Ватикан, посетить многие музеи, где представлены картины известных художников.
И, конечно, я бы хотела построить команду предпринимателей, чтобы люди внутри компании росли, и мы вместе могли создавать новые направления и новые бизнесы.

МАРИНА ДЯЧЕНКО

Вы видите перспективу выхода компании MANEZH на мировой рынок?
Вижу, но отдаю себе отчет, что это  непросто. Мы 3 года движемся в этом направлении,  у нас есть реализованные проекты зарубежом, они разовые. А системных пока нет.
Когда мы были представлены на выставке «R+T» в Штутгарте, Германия, я поняла, что каждая страна – это своя ментальность, свой стиль в архитектуре, другой стиль продаж. Но я горжусь тем, что в этой выставке с 1965 года мы – компания MANEZH – первые представляли Украину  среди компаний-производителей солнцезащитных систем из бывших стран СНГ.

Марина, ваше пожелание читателям.
Знаете, мы не можем изменить мир, но я считаю, что мы должны делать максимум из того, что мы можем сделать.

manezh.ua

вынос:
С  моими  изменениями начала  меняться  и компания. Появился  новый  вектор  во  всем, начиная с корпоративной культуры  и  заканчивая стратегией