Двойственные или многозначные изображения объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.
Сколько женщин вы видите?
Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение. После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»). Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».
Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.
Заяц или утка?
Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»?
Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899 г. Существовало мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, ну, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу. Подсказка: на рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.
Поющие мексиканцы или старики?
Подсказка: старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.
Просто Роза?
Подсказка: в центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.
Старик или ковбой?
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом? Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.
Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.
Череп или молодая пара?
Это изображение создано художником Джорджем Вотерспуном. Кстати, он был современником известного американского иллюстратора Чарльза Аллана Гилберта, которому работы Вотерспуна нередко приписывают. Впрочем, у самого Гилберта тоже есть подобные картины-иллюзии, вот, например, одна из них, под названием «Всё суета»: