Совладелец, президент группы компаний MTI («Интертоп») рассказал CEO Club о том, как начинался его предпринимательский путь в 1990-х, о самой большой неудаче, своих целях и мотивации.

Начало бизнеса
Я начал заниматься бизнесом в 1991 году. Мой стартовый капитал составлял всего 500 долларов. Вместе с другом по институту гражданской авиации создали компанию. Изначально занимались простым посредничеством на Украинской бирже, искали товар, пытались найти покупателей под него. В эти годы все пытались быть бизнесменами, но за душой ничего не было, кроме большого стремления к предпринимательству.
Первый капитал мы заработали благодаря тому, что в конце 1991 года завезли несколько вагонов томатной пасты из Самарканда. Так у нас появились первые «ощутимые» деньги. Только потом занялись электроникой. Мы с партнерами связались с офисом компании Sony в Германии, запросив у них стоимость 100 телевизоров и 100 видеомагнитофонов. В ответ мы получили множество моделей телевизоров и видеомагнитофонов, которые нельзя было найти в нашей стране. Мы сделали первый заказ – самые дешевые модели по прайс-листу. Так начался бизнес, связанный с электроникой и IT. Дальше мы таким же образом пошли к Samsung, Sharp, Citizen и другим.
Трудности и неудачи
Не нужно бояться проблем. Неудачи и ошибки случаются каждый день. Главное, извлекать из них опыт.
В 2012 году наша компания сделала попытку выйти на рынок России, еще до конфликта, который начался между нашими странами. Казалось, что в России был огромный рынок, при этом не было практически никакой конкуренции в нашем сегменте обувного ритейла, так как мультибрендовые системные магазины отсутствовали. Но в России нас не знали. В такой ситуации нам приходилось бороться за внимание арендодателей, пытаясь получить хорошие места в торговых центрах.
Вместо изначальной стратегии массового запуска мы открыли в целом 7 магазинов по всей России. Это было первой нашей ошибкой. Вторая – мы абсолютно не просчитали вкусы и интересы клиентов. Показатели продаж были в два раза ниже предполагаемых. Третья ошибка: мы отдали процесс вхождения на новый рынок наемному менеджменту. Собственник должен быть вовлеченным в большие проекты.
Через год пришлось закрыть 2 торговые точки из 7, а у двух – сократить площадь. Начали проводить работу над ошибками, которую завершили к весне 2014 года. Тогда уже было понятно, что между нашими странами отношения со временем будут усложняться. Это был тот момент, когда нужно было принять волевое решение: продолжать ли бизнес в стране, которая оккупировала Крым и начала военные действия на востоке Украины? Мы решили свернуть его.
Риски в будущем для офлайн-торговли
Часть покупателей переходит в сегмент e-commerce. Для работы в нем важно найти формулу, которая поможет удерживать своего покупателя и поддерживать его лояльность.
На самом деле часть e-commerce во всей торговле пока небольшая. В Украине – это до 5%. Но эта доля каждый год растет, уменьшая долю традиционной торговли. Поэтому нужно иметь бизнес в обоих сегментах, развивая так называемую omni-channel модель (возможность выбрать и купить товар как онлайн, так и офлайн).
Какие качества приводят к успеху
Очень важно быть любознательным. В основе любой проблемы лежит незнание базовых вещей. Попытка разобраться в этом приводит в конце концов к решению проблемы. Также важно всегда использовать возможность видеть мир шире, участвуя в различных мероприятиях, на первый взгляд не имеющих ничего общего с вашим бизнесом. Я, например, начал участвовать в проектах по инвестициям в небольшие стартапы. Конечно же, нужно терпение для достижения цели. Любой успех приходит постепенно, благодаря труду, настойчивости и работе с командой.
Цели и мотивация
Мотивация заработать деньги редко является причиной успеха в бизнесе. Бизнес я воспринимаю как часть игры, у которой есть свои правила и запреты.
Когда создавалась компания, ставили цель стать лучшими. Это стремление осталось во мне до сих пор и это то, что меня мотивирует. С другой стороны, нужно ко всему относиться спокойно, соблюдать баланс между возможностями и желаниями.
День успешного человека
Рабочий день начинается в 10:00, заканчивается в 19:00. Часто он продолжается в таких сообществах, как CEO Club, Киевский сигарный клуб либо на деловых встречах и заканчивается в 21:00–22:00. Мне как-то удается совмещать работу, общественную нагрузку и мое увлечение гольфом.